Закон «О защите прав потребителей» существенно отходит от общего равного распределения бремени и устанавливает презумпции в пользу потребителя. Потребитель (истец) должен доказать базовые вещи: факт приобретения товара (услуги) у данного продавца и наличие недостатка или иного нарушения договора со стороны продавца.
Но бремя доказывания многих обстоятельств перенесено на продавца (исполнителя). В частности, продавец обязан доказать обстоятельства, освобождающие его от ответственности, если он заявляет о таковых. Согласно закону, если потребитель обнаружил недостаток в течение гарантийного срока, продавец обязан провести проверку качества, а при споре о причине появления недостатка – провести экспертизу за свой счет. Из этого следует, что даже если потребитель не предоставил всех убедительных доказательств дефекта, отсутствие недостатка или его возникновение по вине потребителя должен доказать именно продавец.
Например, если покупатель утверждает, что телефон сломался сам по себе, а продавец считает, что он уронил телефон в воду, – продавец должен провести экспертизу и доказать наличие следов воды.
Возложение бремени доказывания на потребителя недопустимо, это прямо противоречит закону. При рассмотрении требований потребителя суд исходит из презумпции вины продавца, а продавец обязан опровергнуть эту вину, представив доказательства надлежащего исполнения либо обстоятельств, исключающих ответственность.
Конкретно, закон устанавливает следующие правила: если на товар установлен гарантийный срок, при обнаружении недостатка в пределах этого срока продавец должен доказать, что недостаток возник после передачи товара потребителю вследствие нарушения им правил эксплуатации либо иных внешних причин. Если же гарантийный срок не установлен или истек, бремя доказывания несколько смещается: потребитель должен доказать, что недостаток возник до передачи товара ему или по причинам, существовавшим до этого момента (например, заключение экспертизы, что брак производственный). Аналогично, при оказании услуг: если исполнитель ссылается, что недостатки услуги возникли из-за материалов заказчика или его вмешательства, исполнитель должен это доказать. Обстоятельства, освобождающие от ответственности (форс-мажор, неправильные действия потребителя) также доказывает исполнитель/продавец. Например, если мебель расслоилась, а продавец заявляет, что потребитель ее неправильно эксплуатировал (залил водой), – именно продавец должен предоставить акт экспертизы или иные доказательства неправильной эксплуатации.
Также продавец должен доказать, что предоставил потребителю полную и достоверную информацию о товаре, если потребитель требует компенсацию за недостатки информации. В случае спора о существенности недостатка (для возврата товара) – продавец также обязан опровергнуть существенность, если не согласен.
Таким образом, в потребительских спорах продавец (исполнитель) несет основное бремя доказывания своей невиновности, тогда как потребителю достаточно показать факт покупки и проблему с товаром/услугой.